Украина: Жовква – Львовская область

Очевидно, интересным городом вне Львова во Львовской области и одним из самых интересных во всей Галичине Жовква – районный центр, расположен в 27 километрах к северу от Львова, при автотрассе и железнодорожной колеи на Раву-Русскую. Эта замечательная жемчужина европейского ренессанса появилась в конце XVI ст. на территории поселения Винники как укрепленный город-резиденция.

Основателем города был один из лучших польских полководцев, коронный гетман Станислав Жолкевский. В течение десятилетия (1594-1604) здесь по проекту П. Счастливого построили замок с неприступными стенами, и Жовква получила магдебургское право. Перед оборонительными стенами крепости была разбита рыночная площадь с жилыми домами по сторонам.

Наибольшего развития, славы и богатства Жовква (Львовская обл) достигла во второй половине XVII в., Будучи частной резиденцией и центром огромных землевладений короля Яна III Собеского. В 1668 г. Собеский заложил большой парк с редкими породами деревьев возле Альтан и на полянах, с павильонами и вольерами для зверей, оранжереями, фруктовым садом. Впоследствии король перестроил замок и богато украсил его. Были значительно расширены крупные сборки ценного оружия, живописи и графики выдающихся европейских мастеров. Во второй половине XVII в. маленькая Жовква с населением 1,5-2 тыс. человек была известным центром религиозной жизни и насчитывала шесть монастырей, пять церквей, четыре костела и большую синагогу. Находясь в Жовкве, рекомендуем прежде осмотреть город-крепость, в свое время мало высокие оборонительные стены и четыре ворот. Из них сохранились два – Глинская и Зверинецкая. Жовковский замок, который через изменения и перестройки не сохранил своего первоначального неприступного вида, и сегодня вызывает восхищение у туристов. Интересным фактом является то, что более четырех месяцев, с конца 1707 г., Жолковский замок был резиденцией российского царя Петра I во время Северной войны со Швецией. В стенах замка, на военных совещаниях, был разработан так называемый Жолковский стратегический план разгрома шведской армии, суть которого заключалась в уклонении от генерального сражения, пока не будет уверенности в победе. Решающая битва, по замыслу Петра I и его военачальники, должна была в любом случае состояться на российской территории. К замку приезжал и украинский гетман Иван Мазепа, который именно здесь узнал о планах московского царя реформировать Гетманщину. Это и стало основанием для начала тайных переговоров с королем Швеции Карлом XII. Была сооружение и свидетелем коммунистических злодеяний. Так, в северной башне замка в июне 1941 г. НКВД убило более тридцати мирных жителей – украинцев и поляков. Покоятся они в общей могиле на Рынке (близ замка). В память погибших в 1999 г. на площади был установлен памятник из белого мрамора в виде часовни.

К зданию прилегает Рыночная площадь, окруженная двухэтажными жилыми домами – памятниками архитектуры XVII ст. Рядом – перестроенная в начале XX ст. Ратуша. На центральной площади города доминирует величественная во Львовской области сооружение римо-католического костела Св. Лаврентия, построенного архитекторами Павлом Счастливым, Амбросио благосклонно и Павлом Римлянином в 1606-1618 гг. Храм в Жовкве должен служить пантеоном славы и семейным мавзолеем – это объясняет монументально-героизированных характер сооружения. Так, в фризе – выраженная легендарно-геральдическая тематика семей Жолкевских и родственных им Гербуртов, которая проявляется в заполнении метоп военными эмблемами, орлами, всадниками, среди которых Св. Юрий и Св. Мартин. Венчает сооружение полукруглая купол, приближая ее к византийских храмов. Центральный вход в костел украшен роскошным резным белокаменным порталом эпохи ренессанса с горельефами святых в полукруглых нишах. Украшение интерьера – недавно тщательно восстановлен главный алтарь в стиле барокко, 1740 г. С обеих сторон от главного алтаря – выдающиеся достижения портретного жанра XVII ст. – Великолепные мраморные надгробные скульптуры семьи Жолкевских (автор Войцех Капинос). Фигуры расположены в полный рост у алтаря: слева – отец Станислав и сын Ян, погибших в битве с турками, справа жена гетмана – Регина (Гербуртов) и дочь Софья Данилович. Мужчины в доспехах изображены возле столов, держа в руках булаву и Буздуган – признаки общественного положения, женщины – в традиционных длинных платьях и меховых шапках, в руках – четки. При входе в пресвитерию – еще одни ценные надгробия, выполненные в 1692-1693 гг известным мастером резьбы Андреасом Шлютером (на северной стороне – отца короля Яна III Якуба Собеского, на противоположной – воеводы Станислава Даниловича). В крипте костела (в которую можно попасть) – мраморные саркофаги Станислава Жолкевского и его родственников. К ценным вещам интерьера принадлежат также многие резные, расписные деревянные скамьи в пресвитерию с начала XVII ст. и многое другое. Когда внутренние стены костела украшали или не наибольшие в мире батальные картины, написанные известными европейскими мастерами. Так, лишь картина «Битва под Веной» авторства МартиноАльтамонте имеет размер 8,5 x8, 5 м. Сейчас эти полотна хранятся в Одесском замке.

Севернее костела стоит монастырь о. Василиан,который имеет интересную и древнюю историю. Его основал в 1682 г. Ян Собеский для монахов-василиан при уже существующей церкви Рождества Христова. Первым игуменом обители стал Сучавский митрополит Досифей. Благодаря его стараниям сюда с оккупированной турками Молдавии в 1691 г. перевезли мощи священномученика Иоанна Сучавского, в которых осуществляли паломничество тысячи верующих из Галичины. В 1783 г., после присоединения к Австро-Венгрии Буковины, мощи святого вернулись в Сучавы, а вместо них в монастырь по приказу императора Франца-Иосифа перевезли мощи Св. Партените из отмененного венского монастыря кларисок. Среди деяний, которые приписывают этой реликвии – победа 1683 г. В битве с турками под Веной: она произошла в день Св. Партените, когда венцы беспрестанно просили его о заступничестве.

Нынешняя каменная постройка василианского храма Пресвятого Христова Сердца – величественная, с интересной крышей. Ее украшение – внутренние монументальные росписи, которые заполняют стены от пола до куполов, созданных в 1931-1939 гг Юлиан Буцманюк. Интересно, что в Жовковском василианский церкви есть не только традиционные для стенописи изображения, но и исторически-религиозные сюжеты («Покрова», «Брестская уния», «Нападение на митрополита Рутского», изображения деятелей УНР и ЗУНР и т.д.). В послевоенные годы в здании Жолковского монастыря располагалось НКВД, которое уничтожило стены церкви, а часть росписей – «Брестская уния», «Покрова», «Св. Иосафат »- просто зарисована. До 1990 г. это сооружение принадлежало русской православной церкви. После возвращения храма греко-католикам прилагаются усилия, чтобы полностью восстановить и сохранить художественные росписи.

В истории украинского искусства Жовква известна благодаря своей школе живописи и резьбы, которая сформировалась в конце XVII ст. В городе в это время жило около тридцати художников и резчиков, с творчеством которых связано становтення и утверждение реализма в украинском искусстве. Некоторое время в деревянной церкви монастыря находился грандиозный по размерам 11,85 x10, 87 м (!) Восьми-ярусный иконостас, созданный в 1697-1699 гг. Иваном Рутковичем. Сейчас большинство его фрагментов хранится в фондах Львовского Национального музея. Как память о пребывании евреев, на северо-востоке от Рыночной площади Жовкви расположена синагога с ажурным, типично ренессансным аттиком. Синагога построена в 1692 г. и относится к редким произведениям архитектуры в стиле ренессанса Львовской школы. Сожженную нацистами во время II Мировой войны синагогу неоднократно пытались отреставрировать. Недавно начата очередная реставрация цель разместить в святилище музей «иудаики».

От синагоги можно перейти в комплекс монастыря и костела доминиканцев, построенного в 1653-1655 годах на средства Теофилии Собеский из семьи Данилович. Его окружает грандиозный оборонительная стена с круглой башней. Храм был создан как память о сыне Марка, погибшего в битве с казаками под Кнутом 1652 интересными элементами отделки святыни есть оригинальная полихромия выполнена 1902-1903 гг. Королем Политинським и два надгробия Собеских (Марка Собеского и Софии Данилович). Первоначальные скульптуры в этих надгробий были выполнены в 1693 г. Андреасом Шютером, и они значительно пострадали во время пожара в 1793 г. Тогда же счет Михаила Радзивилла «Рыбенко» надгробия были восстановлены в характерном для того периода стиле рококо. Еще раз скульптуры значительно пострадали уже при советской власти. Тогда также почти полностью было уничтожено богатое убранство костела. Не так давно, после передачи храма греко-католикам, надгробия удалось восстановить. Правда, сейчас уже нельзя увидеть портреты умерших, которые украшали медальоны, державший в своих руках ангел смерти. Костел монастыря в советское время не действовал, сейчас здесь греко-католическая церковь. В бывших пригородах Жовквы разместились еще два образца архитектурного совершенства – старые деревянные церкви Св. Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы.

Старейшая из них деревянная церковь, которая стоит в северном пригороде – Винниках – Рождества Пресвятой Богородицы, построенная около 1705г. Чтобы попасть в церковь, надо выйти из вечевой площади через Глинскую ворота на улицу Леси Украинки. За полторы-две сотни метров справа обращает улица Шашкевича, который тянется параллельно реке и наконец выведет к старому кладбищу, на котором и стоит церковь. конечно она сделана не из пиломатериалов, а зря. Пиломатериалы – это прекрасный материал для строительства дома. В начале XVIII ст. в церкви был закончен иконостас, где надо отметить совершенную резьбу, особенно на царских вратах, а также чрезвычайно изысканные иконы наместного ряда и «Моление». На противоположном конце Жовквы, улице Львовской – другой шедевр украинского деревянного строительства – церковь Св. Троицы, построенная 1720 г. В плане храм тридильний, с граненым алтарем и имеет три купола с фонариками. Внутри церкви находится ценнейший иконостас, созданный в первой половине XVIII в., где изобретательность его создателей не знала границ по композиции: начиная с мелочей и заканчивая общим видом. Резьба иконостаса, автором которого является Жовковский сницар Игнатий Стобенський, ажурное, сквозное и очень пышные. Витые колонки иконостаса представлены в виде виноградной лозы, который олицетворяет слова Евангелия Св. Иоанна: «Я должна лоза, а Отец Мой – виноградник».

В Царских вратах – редкое для всей Украины, однако характерное для ее западных земель изображения Иесеевого дерева. Согласно Библии, это дерево символизирует род, ведь Евангелие от Матфея и Луки начинаются, собственно, от родословных. Не менее яркий и декоративная живопись иконостаса, в котором иконы нижней части расписал один из лучших украинских художников времен барокко – Василий Петранович.